четверг, 2 июня 2011 г.

Если надумал идти в тайгу

Если надумал идти в тайгу

    Человек, впервые идущий в тайгу, порой даже не представляет, с чем ему придётся столкнуться. Летом 2009 года путешественник Артур Миханев собирался пройти от Кизира до Кинзелюкского водопада - около 40 километров по тайге. Ему удалось одолеть только 15 - после чего он повернул обратно и вышел из леса буквально "на бровях". Осмыслив произошедшее, он решил изложить свой "поход" в виде советов, которые должны помочь тем, кто впервые отважился отправиться в тайгу.



    Бурелом (ветровал, чертолом). Лежащие на пути стволы диаметром от 50 см. до полутора метров. Отнимают очень много сил на перешагивание-переползание-перетаскивание вещей. Встречается многослойный бурелом, когда стволы лежат друг на друге в несколько ярусов. Бурелом может тянуться на сотни метров - поэтому такие участки лучше обходить, а не упорствовать в "танковом" преодолении. Скорость передвижения по бурелому порой может падать до нуля. Так что зачастую бывает разумнее потратить час на обход, чем три часа ломиться сквозь кладбище деревьев…

    Очень рискованно идти по бурелому в дождь. Покрывающий деревья мох и без того легко срывается под ногой - а влажные стволы вообще становятся западней. Ведь кругом много острых сучьев - представьте, что случится, если вы рухните на один из них, да еще с тяжелым рюкзаком. Кстати, опасен не только мох, но и кора - особенно у пихты - она мгновенное "едет" под ногой. Так что, если придется карабкаться по стволам - нащупывайте ногой надежную опору.

Если надумал идти в тайгуЕсли надумал идти в тайгу

Вот так выглядят руки после 5 часов прорыва через бурелом


    Кстати, о сучьях. Не советую на привале с маху садиться на соблазнительно мягкий моховой покров упавшего дерева. Я себе пару раз чуть простату не проткнул острыми сучками, спрятавшимися подо мхом.

    Тропинки (затески). Спасение любого новичка. Ищите их, не жалейте сил и времени - поиски окупятся сторицей! Ведь тропинку проложил человек, прекрасно знающий местность. И пусть порой тропа высоко забирается или начинает петлять - она идет самым легким путем. Поэтому, если вдруг вы потеряли тропинки или затески - лучше сбросьте рюкзак и без суеты попытайтесь найти их продолжение. Особенно это касается пропиленных троп - уж они-то явно не случайны и просто так исчезнуть не могут.

Если надумал идти в тайгу

Обманчиво ровная площадка у корней кедра таит под собой межкореневую яму


    Обувь. Обязательно проверьте свою обувь под нагрузкой где-то за месяц до похода! Я с успехом использовал в путешествиях обычные сапоги - а на косогорах Кинзелюка стер ступни буквально через 10 километров. И хотя я вовремя почувствовал неладное, наложил пластырь и тугую бинтовку - положение это уже не спасло…

    Шест (посох, батожок). Необходимейшая вещь в тайге. Я с успехом использовал в качестве шеста алюминиевое весло со снятыми гребями. Кто-то берет лыжные палки, кто-то вытесывает батожок из деревца - но в любом случае вещь это незаменимая (особенно при движении по бурелому)

    Броды и переправы. Если брод широкий, да еще вода выше колена - использовать шест обязательно. Им же страхуешься, когда проходишь по стволу над ручьем. Хотя иногда есть такие стволы, что просто не рискуешь на них становится - и вот тогда нужно не жалеть времени в поисках новой переправы. Обычно она находится быстро - так что не рискуйте, если брод не внушает вам доверия.

    Высокотравье. Главная трудность состоит в том, что высокая трава напрочь скрывает ямы и упавшие деревья. Это и замедляет движение - так-то идти не очень трудно, но вот когда с разгону налетаешь на поваленный ствол… И еще: в высокотравье нужно вести себя шумно, чтобы вовремя дать знать о себе медведям.

Если надумал идти в тайгу

Наглядный пример высокотравья


    Раны. Не знаю - может, я просто не умею ходить, но уже в первый день сбил себе голени и распорол ладони. Поэтому на будущее я сошью нечто вроде защиты на походные штаны и буду использовать перчатки со срезанными пальцами. Ну и конечно не забуду про защитный и питательный крема - оказывается, их в походе много не бывает.

    Обезвоживание. В этом походе я впервые узнал, что одежда, и правда, может вымокать от пота так, что ее "хоть выжимай". При этом речь шла о суровой энцефалитке! Пил я очень часто и помногу, а вот в туалет ходил редко и помалу. Очень много воды выводится вместе с потом. Поэтому я взял с собой "Регидрон" - порошок, который применяется при обезвоживании. Безусловно, нужная вещь. Это смесь солей, которых так не хватает организму при длительных нагрузках. Благодаря ему, не нужно глотать лишние литры воды.

Если надумал идти в тайгу

Тропа такого рода просто так исчезнуть не может


Если надумал идти в тайгуХорошая тропа


Если надумал идти в тайгуА вот тут тропу нужно угадывать


Если надумал идти в тайгуА здесь она совсем пропала


    Монотонность. Это важный психологический фактор, который нужно учитывать новичкам. Представьте: вы идете час, два, три - а перед глазами все тот же зеленый полог. Нет никаких ярких ориентиров, которые могли подбодрить - мол, вот уже немного осталось. Помню, как я в отчаянии возопил в финале пешки - "Ну, хоть какой-нибудь знак о Кизире!". И тут же услышал плеск волн - оказывается, до реки оставалось не более 15 метров, но я ее просто не видел за деревьями…

    Тренировки. Да, тренироваться перед походом нужно. Но как? Считаю, что главное - это развитие выносливости. Лучше средство - бег на длинные дистанции (да еще с небольшим грузом за спиной). Если ожидается пересеченная местность, можно потренироваться с полным рюкзаком, поднимаясь на сопки, скалы или просто на последний этаж дома, в котором вы живете. Мне такая тренировка явно пошла на пользу - во всяком случае, в походе определенные группы мышц уже не так болели.

Если надумал идти в тайгу

Свежая затеска (правда, не очень большая, сделанная на всякий случай).


Если надумал идти в тайгуСтарая, заросшая затеска


    Медведи. Я взял с собой петарды, ну и периодически давал знать о себе голосом. Но тут нужно учитывать направление ветра. Помнится, однажды я прокричал что-то жизнерадостное от избытка чувств - а через 15 минут вышел из-за поворота к медведице с медвежонком. Оказывается, в мою сторону дул сильный ветер…

    Использовал и ещё один совет - лагерь разбивал на более-менее открытой местности, а герметично упакованные продукты на ночь относил подальше и подвешивал на дерево. Ну и обходил лагерь по кругу: где рукой ветку заломаю, где пописаю…

    Камни. Мне они попались в лесу лишь пару раз. Но запомнились - покрывающий их мох срывается под ногой в доли секунды. Не остается даже мгновения на то, чтобы сгруппироваться и избежать падения.

    Подножия хвойных деревьев. Они обычно свободны от густого сплетения кустов и упавших сучьев. Так и тянет пройти по этой ровной, усыпанной золотой хвоей площадке… Но зачастую ты проваливаешься "по самое не хочу", попав между корнями дерева. Причем вероятность травмы здесь реально высока - так что, будьте аккуратнее.

    Ольховник. Сплетённые ветки этого дерева порой становятся просто проклятьем для идущего. И если уж вас угораздило попасть в заросли - позаботьтесь о том, чтобы ваш рюкзак был как можно ниже и уже. Чем меньше вы цепляетесь за ветки - тем быстрее выберетесь на чистый участок.

Если надумал идти в тайгуЕсли надумал идти в тайгу

Вот он - злополучный ольшаник


    Спички. Поддался рекламе - купил "Охотничьи спички" в большой коробке. Они бывают двух видов: из прессованных опилок и картона. Но и те, и другие не идут ни в какое сравнение с обычным сухим горючим. А последнего иногда можно использовать всего полтаблетки, если погода хорошая.

    Тонизирующие и успокаивающие средства. В качестве первых я использовал сахан-даля (рододендрон Адамса) и настойку элеутерококка. Только нежелательно их употреблять ближе к ночи - сердце и без того бьется, как загнанное, не давая уснуть. Для этого случая я прикупил валерьянки и настойки пустырника… но даже они не всегда помогали. А расслабится перед сном необходимо - поэтому пусть каждый подбирает себе эффективное успокоительное средство индивидуально.

    Питание. Удивительно - но при интенсивных нагрузках может пропасть аппетит. Порой мне приходилось просто заставлять себя съесть кусочек шоколадки. А за спиной мертвым грузом висело 11 килограмм продуктов - тушенка, консервы, паштеты…Так что мой совет - делайте упор на легкие и калорийные продукты типа быстрых каш, сухого молока, изюма, фруктозы и т.д.

    Комары, оводы, гнус. Пока идешь - вроде, не сильно досаждают. Но стоит остановиться - и нормальный отдых становится проблемой. Я взял с собой в тайгу три средства от гнуса - больше всего понравился спрей "Рафтамид". Во-первых, им удобно пользоваться, во-вторых, он действительно эффективен. Конечно, есть и другая сторона медали - он достаточно агрессивен, поэтому перед применением стоит смазать кожу каким-нибудь защитным кремом. И еще - при интенсивном использовании одного баллончика хватает только на неделю.

Если надумал идти в тайгу

Сбитые голени ног - результат первого прохода через бурелом


Если надумал идти в тайгуНачинается высокотравь


Если надумал идти в тайгуВпереди - буквально в пятнадцати метрах - Кизир, но за деревьями его не видно


Если надумал идти в тайгуИногда упавшие стволы невелики - но преграждают путь как раз на уровне пояса, значит, придется обходить


Если надумал идти в тайгуА вот тут все вместе: и поваленный ствол, и ольшаник, и краешек молодой еловой поросли, через которые тоже несладко пробиваться

Если надумал идти в тайгуЕсли надумал идти в тайгуЕсли надумал идти в тайгуТак выглядит типичная переправа через ручей, идти по бревну без шеста - себе дороже


    В заключение хочу воздать оду "Фумитоксу". На привале я клал пластиночку в консервную банку и придвигал поближе к костру. В избушках ставил пластинку на горлышко керосиновой лампы или рядом со свечкой. А вот дымная спираль - плохое средство на открытом воздухе, потому что струйка тоненькая, и комары на неё внимания не обращают.

Автор: Артур Миханев



Кое-что по теме:
    • Поведение и Выживание в Тайге
    • Как корреспондент «КП» выживал в тайге
    • Выходные в тайге
    • На велосипедах по тайге
    • По тайге на танках

84 комментария :

  1. Чем сильнее буреломы, тем надежней логово "хомяка".

    ОтветитьУдалить
  2. что-то недопонял.
    если речь идёт о большом соло-походе по нехоженному маршруту - тогда ещё понятен общий тон, что всё это так тяжело, что почти непроходимо.
    но если речь идёт о том, что человек прикинул: 40км = 8ч*5км/ч (стандартная скорость). а потом оказалось, что к вечеру он до конечной точки не добрался, то остаётся лишь пожелать лучше расчитывать свои силы.
    про репелленты забавно. как-то не доводилось их там применять. пока идёшь - особо насекомые не достают, а когда остановился - разводишь костёр, пару хвойных веток туда и опять насекомых почти нет.
    кроме того иногда бывает проще переходить ручьи не по брёвнам, а вброд.

    ОтветитьУдалить
  3. Почему то сложилось такое мнение, что тайга тебя не любит и не приняла. Поэтому и буреломы с зарослями и прочими прелестями всегда на пути.
    Подумай с этой точки зрения, может в следующий раз пройдёшь удачнее.

    ОтветитьУдалить
  4. нормальная сибирская тайга :)))

    ОтветитьУдалить
  5. евгений сибиряк2 июня 2011 г. в 20:34

    анонимный комментирует-про репелленты забавно. как-то не доводилось их там применять. пока идёшь - особо насекомые не достают, а когда остановился - разводишь костёр, пару хвойных веток туда и опять насекомых почти нет.-...у нас в западной сибири только к зарослям подходиш а тебя там уже ждут.без разницы идеш стоиш.но комары эт еще пол беды.мошкара.она лезет во все щели .в конце июня пойдут пауты их не много но если тяпнет то волдыри болезненны и долго не проходят.из репелентов всеобщей любовью пользуется-ДЭТА-для улучшения эффекта к ней можно добавить немного разведенного березового дегтя.

    ОтветитьУдалить
  6. Вот страничка автора
    http://sibsolo.livejournal.com/

    ОтветитьУдалить
  7. Чето походничек слабый, то лапу натер, то валерьянку хлебает, тренеруется перед 40 км забегом, пусть даже. и по зеленке, про перчатки хоть додумался, но поздно...
    перчатки, наколенники и налокотники всегда со мной на выходах...специфика рельефа однако ....

    ОтветитьУдалить
  8. А еще памперсы чтоб не останавливаться.

    ОтветитьУдалить
  9. евгений сибиряк...Всё правильно..мы с тобой по одной тайге ходим)))
    Автор-чмо...прополз пятнадцать км и сдулся...ещё советы людям дает. Бля...сухое горючее в тайге!!!! Это маразм)))Перчатки тоже...Лучше бы он дома седел.
    Бля...не люблю я этих блаженных...Лезут в тайгу...палатки,кариматы,спальные мешочки...от медведя он петарды взял... А потом смотришь,рёбрышко под кустиком лежит,а рядом сапог...а ещё в пяти метрах челюсть нижняя...Усё,господа!!! Это и есть труп в тайге.

    Леха Нехорошкин

    ОтветитьУдалить
  10. ананимная- памперс тебе нужен...не буду объяснять зачем, ты ведь даже не подписываешся....

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо, поржал! Мааасквич впервые оказался за пределами МКАД - а с собой почти ничего - весло, шоколадки, питательные крема, тушёнки, элеутерококки... трудно с таким багажом пройти 15 км. ржунимагу. Особенно восхитила обувь на одном из снимков

    ОтветитьУдалить
  12. ребята.. че вы набросились на человека? ведь не все такие крутые как вы. все когда то начинают.. я вот то же хочу попробовать.. не далеко- день туда день назад.... помолитесь за меня..

    ОтветитьУдалить
  13. и ещё... если вы патриархи выживания- не смейтесь, а покажите ошибки! научите как правильно поступать... "петарды от медведей.." а что еще? если оружия нет? лучше каждые полчаса рвать петарду, петь и свистеть чем нос к носу столкнуться с мишкой... давайте рассмотрим ваши предложения..

    ОтветитьУдалить
  14. 26 лет назад когда был в 4 классе проходил за день более 30 км по лесу -гулял так (родился и вырос в таежном поселке).Когда читаешь подобные рекомендации и смотришь фото волосы шевелятся.Может ну ее нах эту тайгу не ходил бы он лучше.

    ОтветитьУдалить
  15. осуждать все гаразды. а написать что-нибудь путное слаб0?

    было у меня нечто подобное, без тайги и прочих прелестей. почти год "сидячей" жизни. потом уехал в Крым по работе. первые две недели одни травмы. то спину об буну раздёр, то ногу подвернул, то палец ушиб, и т. д. и т. п. я так думаю, организм перестраивается на активный режим, потому что потом всё травмирование прекратилось.
    поэтому соглашусь с автором по поводу этого -
    "...Тренировки. Да, тренироваться перед походом нужно. Но как? Считаю, что главное - это развитие выносливости. Лучше средство - бег на длинные дистанции (да еще с небольшим грузом за спиной)...". и не только перед походом. нужно всегда быть в тонусе. тогда будет легче. не только в путешествиях, но и в повседневной жизни.

    ОтветитьУдалить
  16. А потом смотришь,рёбрышко под кустиком лежит,а рядом сапог...а ещё в пяти метрах челюсть
    нижняя...Усё,господа!!! Это и есть труп в тайге.
    И часто около твоего дивана ты рёбрышки эти видишь? Кто сам ходил смеяться не будет, а ты видимо ..."эти горы в телевизоре видал"...

    ОтветитьУдалить
  17. И часто около твоего дивана ты рёбрышки эти видишь?

    Кто сам ходит,тот как раз смеётся.А я не хожу,ходят туристы....я тут живу.
    Леха Нехорошкин

    ОтветитьУдалить
  18. какая-то нехорошая свара получилась.
    по факту. просили советы.
    1)тренировки на выносливость - вещь правильная и полезная.
    2)если задумали попробовать - нет ничего проще. для этого нужно выделить хотя б недельку. определится с местом. начинать лучше с обычных туристических маршрутов. например на Алтае. их там полно. к тому же там вы всегда можете встретить туристов, которые помогут если что. по деньгам это недорого. основной расход - дорога.

    а конкретные советы - вещь неблагодарная. пару дней походите - сами поймёте такие мелочи как
    1)топор, оказывается, вещь очень нужная и полезная
    2)спички надо фасовать по пакетикам, чтоб от дождя не промокли. и их должен быть не один коробок
    3)если ночуете в лесу в палатке, то дрова для утреннего костра лучше нарубить вечером и складировать в палатке (роса по утрам, дождь ночью и утром, да мало ли сюрпризов природа запасла на ваш счёт)
    4)от медведей ничего посоветовать не могу - нос к носу не сталкивался. но от змей (если водятся в той местности) рекомендовано топать посильней и палкой стучать. хз помогает или нет, но пока не кусали. (вообще же звери обычно от человека убегают, едва завидев. от нас так и медведь убегал, и рысь)

    подобных мелочей тьма. обо всём не расскажешь. но почти всё это поймёшь буквально с первого раза оказавшись в таких условиях. и ещё. критических ошибок, которые вы можете совершить на туристической тропе не так много. правильней считать, что их почти нет. так что боятся смысла нет. в худшем случае вам придётся просить помощи у незнакомых людей.
    P.S. автоном по тайге по нехоженым маршрутам - вещь в себе. и без какого-либа опыта я бы не рекомендовал именно с этого начинать.

    ОтветитьУдалить
  19. класс! расказ+фотоотчёт какого-то лоха-неудачника...

    вот только он взял и пошёл, а я умный и красивый в офисе под кондёром сижу и в монитор пялюсь(((((

    ОтветитьУдалить
  20. евгений сибиряк3 июня 2011 г. в 17:31

    мой отец в 70х от Сургута до Тюмени на КрАЗ-255.как дежурный тягач с караваном камазов.гонял по-зимнику-тогда это были просто рабочие будни...а сейчас .-ВЫЖИВАНИЕ- мельчаем по маленьку....P.S-зимник-это не дорога.а накатаная и вдрызг разбитая колея в снегу...в некоторые поселки и сейчас только по ним и доберешся-или на вертушке...

    ОтветитьУдалить
  21. о , вы , изнеженное племя , переродившихся славян, по тайге ходить , сцуко не могут ....., выжывальщекго бля нах

    ОтветитьУдалить
  22. Один запарафиненный (сили стеарин ,воск)коробок сос пичками надо иметь , остальное в полиэтилене дяль удобства. Если тебя переколшматит , запариненный зажгешь ,а в пакетике бабка надвое сказала. И не надо говорить что если так переколлошмати , то уже почти труп.Лучше пооманным зажечь ,чем незажечь.

    ОтветитьУдалить
  23. накомарник во много раз лучше всяких хим репеллентов. В тайге ветра нет и это басни;
    что когда идешь - комары мошка не достают.
    Ты хоть беги они тебе все равно загривок грызть будут,а чуть тень и влажно вообще атас. Если еще и одежда не для тайги.
    Простой накомарник и энцифалитка превращают посещение тайги в удовольствие.

    P.S. Грибов нет, ягод нет, веники березовые уже давно заготовили...
    Что сейчас в тайге делать? Комаров кормить...

    ОтветитьУдалить
  24. Ну, был я в энтой вашей тайге. Совсем не так плохо как автор описал. Правда, ни в какое дерьмо я не лазил. А то можно еще в болото залезть, и говорить: как в тайгу заходишь- сразу смерть настигает.
    Павда, лишней байды с собой не тащил. Только сl4;ена одежды, топор-спички( ну еще зажигалку и выжывальшэское огниво), немного крупы, специи-соль-лук, палатку легкую и ИЖ-К. Кстати, пернатые у вас...жирные, наглые, аж сами на ствол прыгают. Правда, без собаки, как у меня, одну из пяти найдешь в лучшем случае.
    А про спички- поддерживаю.
    За два дня, вообще не торопясь прошел 50 км. Кстати, без тренировок это совсем не просто. 10-15 км в день по пересеченке- максимум.

    ОтветитьУдалить
  25. В детстве жил в Иркутске - постоянно шастали по тайге. Самый экстрим был - когда десантировались с электрона ночью в кромешной тьме и часа три с половиной без фонариков пёрлись по лесу на Байкал.

    По ручьям, буреломам - ваще без дорог и тропинок. Всё было нормально у всех.

    Главное - обувь надёжная, с толстой подошвой.

    Большинство людей почему-то придаёт огромное значение жратве. Мне лично хватает одного лимона в день. Килограмма грецких орехов мне более чем достаточно на неделю, при этом я каждый день 2 - 3 часа обязательно тренируюсь - гоняя по окрестностям на велике.

    Иногда 2 - 3 дня голодаю - поэтому вопрос жратвы меня вообще не парит, я не понимаю - как можно сдохнуть от голода ??? Этож насколько надо быть дибилом ??? На крайняк всегда можно травы пожевать - если ваще ничего нет.

    ЗЫ.
    Вегетарианское Сыроедение рулит.

    ОтветитьУдалить
  26. Крымский Лис
    ананимная- памперс тебе нужен...не буду объяснять зачем, ты ведь даже не подписываешся....

    2 ИЮНЯ 2011 Г. 23:24

    маразматик, я не про твои памперсы писал.

    ОтветитьУдалить
  27. Парень молодец. Взял и пошел. Ну не получилось.Подвел итог, осознал свои ошибки. Еще и советов надавал. Главное опыт.

    Vad7

    ОтветитьУдалить
  28. БЛЯТЬ НУ ВСЕ ТАКИЕ ПРОДВИНУТЫЕ НУ ПРОСТО НЕ ИБАЦА. ДВУХ ДЕТЕЙ (ДЕВОК) ТАЩИТЬ И БАБУ ХУЙ КТО ИЗ ВАС СМОЖЕТ

    ОтветитьУдалить
  29. Поэтому сваливать заранее нужно.

    ОтветитьУдалить
  30. Первое впечатление - автор вообще в лес первый раз пошел. :)
    А вот про топор... Я тут мачете прикупил(хрен знает с чего в строй. магазе сей нехарактерный для нашей местности девайс появился) - ежели сруб не городить - намного удобней и практичней топорика(ИМХО).

    ОтветитьУдалить
  31. не согласен....мы не в джунглях живем...что вы собрались мачетой делать? Бегать по лесу и кусты крошить?...не смешно. Вы сами по ходу там недавно оказались...
    Леший

    ОтветитьУдалить
  32. не согласен....
    А вот я согласен: в одиночке большой костер не нужен, деревья валить нет необходимости. Поэтому рубятся ветки. А ветки значительно легче рубить легким мачете или кукри.

    ОтветитьУдалить
  33. не согласен....мы не в джунглях живем...
    ---
    :) Пастернака не читал, но осуждаю... Причем тут джунгли?! Мачете легче(100-200 г. - это сильно легче, при долгих переходах), клинок длинее(попадать легче... когда сходу надо суетится - очень приятный плюс). Один недостаток... Как дерево/сушняк толше 10 см. - не удобнеько, топориком быстрее(если не сильно усталый), но если вы в лесу костерок развидите или навес городите, обычно такие стволы рубить и не приходится :))))) но еще раз повторяю - ИМХО.

    ОтветитьУдалить
  34. Если за грибами и ягодами то и мачете пойдет, а если партизанить то вместе с мачетой топор таскать придется.

    Для боевых групп вместе с топором немецкий кинжал добавит настроения.

    ОтветитьУдалить
  35. ну вы даете....юмористы:)мы тут вроде обсуждаем многокилометровые переходы по тайге, а не прогулки за грибами...я живу в средней сибири в "тьма таракань", у нас тут кругом тайга, глушь...и чегото ни кто не носится с мачетой...все, больше спорить не буду...поделился личным опытом...навешивайте на себя лишних вещей и в тайгу, хотябы на недельку, а потом поговорим...мачета в тайге - это 100 г понта и почти не какой пользы...
    Леший

    ОтветитьУдалить
  36. ....нда, 11 кг жратвы на 40 км....

    ОтветитьУдалить
  37. Для дальних переходов из каш хороша ГРЕЧКА.
    (легкая и калорийная)
    Залил холодной водой из ручья гречку и пока топаешь каша готовится... - через два часа можно есть.
    Приготовленная таким способом получается полезней и вкуснее чем на костре.

    ОтветитьУдалить
  38. мачета - понт

    ОтветитьУдалить
  39. Написано же русским языком "Человек, впервые идущий в тайгу...". Все тут такие ходильщики по тайге бродильшики. Мне вот тоже скажут например, - "Тут в 40 км классный водопад есть, пойдешь фотографировать?". Я может тоже в отпуске соберусь. Хоть и хожу обычно только три метра от машины до подъезда. ;) Человек хоть доброе дело сделал - предостерег! Чего ждать сказал. А все тут жутко крутые - в реальности фиг чего кто скажет полезного. Советов всех наслушаешься - пойдешь как новогодняя елка в лес за 40 км водопадик пощелкать! У него ведь тоже было советчиков уйма! Короче Артуру РЕСПЕКТ. Будем осторожнее, возьмем проводника.

    ОтветитьУдалить
  40. Всё правильно пишет. Бурелом самая коварная и непреодолимая преграда на пути. Вообще в старый и дикий лес туристам лучше не ходить.

    ОтветитьУдалить
  41. Опа! А я как раз хочу пройти километров 50 по лесу. И ничего, кроме спичек и воды, с собой не брать. Вдохновился рассказами Джека Лондона. Ищу компанию.

    ОтветитьУдалить
  42. Дочитал, 30 км прошел по лесу человек? Ну хорошо хоть вышел живой. Хватило ума назад повернуть.
    Лучше ему заняться чем нить другим. В другой раз может так не повезти.

    ОтветитьУдалить
  43. Интересный рассказ и фотографии хорошие, только сборище долбоебов в комментариях сильно раздражает.

    ОтветитьУдалить
  44. Тайга - не шутки. Без подготовки лезть далеко от дорог и жилья - глупость! Даже местные жители каждое лето уходя за грибами по знакомым местам теряются. Сам как-то в детстве в деревне решил срезать через перелесок, хорошо, что через полчаса ходьбы решил пойти обратно. Хрен его знает, где бы бродил сейчас.

    ОтветитьУдалить
  45. Товарищь полный лох и конкретный мудак. С точки зрения среднего, даже некатегорийного туриста пишет полную банальщину. Не именя никакого опыта поперся в одиночку в тайгу(хотя какая тайга если там просеки и тропы?) Прошел всего 15шку и спекся! Млять, 15 км даже по бурелому это сутки движения, максимум двое. Костер он с помощью сухого спирта разводит, Беар Гриллс недоделанный.

    ОтветитьУдалить
  46. Жесть!
    Большего бреда только от иностранного выживальщика гавноеда попрыгунчика Грилза слушал )))

    Автору надо срочно написать книгу с иллюстрациями, приложить к журналу крокодил в подарок. Подымит тираж на порядки.

    Здоровый мужик пошел летом через лес научился потеть, кидать рюкзак, садится аналом на сучки во мху, после чего вернулся обратно не пройдя и половину маршрута! Вам не регидрон надо уважаемый пить а глицин.

    ОтветитьУдалить
  47. да ладно вам,чувак замкадье увидел вживую :))))), не кидайтесь тапками

    ОтветитьУдалить
  48. надо в лес то ходить иногда. тогда советов не надо будет чужих слушать. элементарные вещи же. автор по ходу тепличный совсем. дико это для меня как то. топор, спички и котелок с чаем рулят )))))

    ОтветитьУдалить
  49. я вообще от этих тепличных офигеваю. тащить в лес газовые горелки, где полно дров, чтобы сделать себе чай...выше моего понимания.

    ОтветитьУдалить
  50. Золотое правило: не ходить в тайгу в одно рыло. Как минимум вдвоем, причем лучше один из команды со знанием местных условий. На Дальнем востоке, например, на сопках лежит и гниет много спиленного и невывезенного леса, все это густо заросло аралией, кишмишем, виноградом и лимонником. Ногу сломать в таком чепурыжнике или сесть на сучок елки - как 2 пальца.Нагрузки довольно серьезные и подготовка бегом поможет, только если тренироваться бегать в гору и с горы по жаре с рюкзаком и замотанной мордой.
    В уссурийской тайге как-то раз пятеро мужчин, вся жизнь которых прошла в охоте, корневке и рыбалке, потеряли между двумя сопками свой табор. Выбирались к дороге неделю на подножном корму. Нашли лагерь только через сезон по зиме. Таких историй сколько угодно.
    Автор молодец, что честно рассказал трудностях. Принятое им решение вернуться говорит о том, что он способен к адекватной оценке ситуации и трезво оценивает свои силы. На первом этапе постижения таежных премудростей это главное.

    ОтветитьУдалить
  51. СамСебеЗлобныйБуратина.
    Если в голову не пришло, что любое мероприятие требует подготовки, ну дойдет теперь через другое место.
    Советов по расчету рациона, одежде, обуви и прочему в сети дох.я и больше.

    "11 килограмм продуктов - тушенка, консервы, паштеты…" при прочтении сего плакал.

    ОтветитьУдалить
  52. Блин...да все когда-то начинали...но только еденицы после 15 км начинают мутить под гуру и кого-то чему-то учить. Не приняла автора этого бреда тайга и правильно сделала.

    ОтветитьУдалить
  53. Это жесть.)
    Даже по заросшим лесом горам люди спокойно 10 км в день пробегают, На Камчатке, Алтае, Байкале - пробегали и по 15 км в день.) А тут такой суперэкстремал.))

    ОтветитьУдалить
  54. бля и этот мудак пошел влес(
    Ну для начала надо было хоть карту посмотреть, а то переть незнамо куда это точно бред...
    из вещей жратвы на 11 кг?
    Ща посмотрел что у мя всегда в рюкзаке.
    Топор, баночка для чая, нож на поясе, ложка. Баночка чаю и сахара и немного соли. Дальше уже по обстановке. И ваще че он пер по чащебе то? Не судьба выбрать визирку и переть по прямой?
    От медведя питардами? Если он решит напасть об этом ты узнаешь последним. Иногда аж запах его чуешь в открытом лесу (просматривается на метров 50) так этот гад зади тебя в 10 метрах пройти умудряется)))
    И ваще если уж решились переть как турист, не забудте компас и механические часы с циферблатом)) "глонас" может и не помоч) Ночевать лучше в избушках, и если уж надо хоть переть ночью (но тут ты должен знать дорогу) про спички уже сказали, а вот анальгин и асперин тоже обезательно, ну и че нить антишоковое...
    А главное уже сказали, не знаешь пути один не иди))) ну и прочее прочие мелочи

    ОтветитьУдалить
  55. Зачем столько оскорблений? У вас ребята столько желчи - что возникает огромное сомнение в вашей близости к лесу.
    Автор насмотрелся Биара Грилза - он вечно что-то жрет, а что бы не жрать жучков и траву взял соответственно продуктов (БГ же постоянно талдычить - калорий надо, калорий!).
    Так же БГ всегда в беге и прыге то в лесу то по скалам - в этом и ошибся наш автор...
    1. Первые 2 дня в походе жрать много не будешь.
    2. В глушняке рассчитывать на быстрое перемещение НЕЛЬЗЯ, нельзя гнать себя как БГ - можно и нужно только идти и наслаждаться тишиной и лесом и лучше не греть себя ожиданием конца пути, в конце концов для этого же вы в лес вышли!?. Если была цель намаслаться- то все можно было проще сделать - велисипед - самую скоростную передачу и в тягун по асфальту.
    А от комментаторов хотелось бы поменьше злобы и неприкрытого бахвальства.
    Автор еще и предупредил всех ПВД-ников - в глушь не ходите - заипетесь!
    Чем плохо-то? Хоть лес чище будет...

    ОтветитьУдалить
  56. А я только вчера перечитал Григория Федосеева "По Восточному Саяну". Как раз в тех местах проводил первоначальные работы по картографии. В 1938 году. Потеряли на этом маршруте много лошадей и двоих человек. А пиленные просеки это работа его экспедиции. На вючных лошадях, лодке, а в горы на себе тащили цемент, арматуру, песок для заливки бетонных блоков. плюс потеря 70% провианта и фуража. Поставили людей на грань выживания. Но они прошли и задачу свою выполнили...

    ОтветитьУдалить
  57. Как-то ходил 4 дня с 2-мя дебилами по тайге гдо-то сторону Усть-кута. Один якобы охотник (бегал с ружьём в 2- км от дачи), второй-дитя асфальта, набрал фигни, кот. не пригодилось. Я далеко в лес не заходил, но бывал пару раз. Перед первой же ночёвкой пошел "городской" с "охотником" за дровами (сухие ветки), я поставил полатку 2-х местную,разложил всё. Эти дебилы пришли через 20-30мин - в ручках пара веток-трухли. Отобрал топор, по бырой срубит берёзу, еле припер (была уже ноч!), а эти суки пол коробка прожгли, и нихера не разожгли! Как они меня заебали нытьём и разговорами о политике...и это в тайге! научил приёму-костёр с "одной спички". В итоге залезли втроём в палатку. спать невозможно-тесно,душно. Решил сделать себе навес:при свете фонаря срубил пару сосёнок, замутил ништяжное место для ночёвки. В итоге "городская" овца натьём заставила меня уступить ей место в моём гнёздышке. В полатке я спател и через день были темперетура. Мы все с Иркутска, сам я городской. Главное не откуда ты, а элементарные знания и действия. А, и ещё, Ходите в лес только с проверенными людьми!

    ОтветитьУдалить
  58. Вадим, последнему анонимусу и вообще...

    Зачем же ты сучара березу срубил и сосны?.. Какая, такая необходимость была в лесу поганить? Перед друзьями отморозками пощеголять?

    А вообще... Господа критиканты. Вы тут я смотрю шибко знающие и умные, а ведь вам наверное и в соседнем парке заблудится не сложно? С таким то диванным опытом. Автор, взял и пошел. И написал для тех кто тоже оторвет зад и пойдет. Злостные всезнаечки, пускай свирепствуют дома, на своих диванчиках, и в компания придурковатых друзей: охотника и городского.

    ОтветитьУдалить
  59. Последнему ананимусу....
    Я тоже иногда бярёзки рубасю)))
    http://crimeafox.blogspot.com/2011/06/blog-post_14.html

    ОтветитьУдалить
  60. вот блин, лузер в шлёпках походил 15 км по тропке и заплакал, прошёл бы курсы выживания у нормальных людей типа http://pohodural.ru/ - такую вату бы не катал

    ОтветитьУдалить
  61. Курсы-шмурсы))))
    Покупайте наших СЛОНОFF!

    ОтветитьУдалить
  62. извиняйте! тоже не удержался от коммента)
    Я по глухой (абсолютно, какие нафик тропки?) тайге несколько вахт (по 15 дней) бегал на блядки на соседнюю буровую к поварихе каждый день - прибежал, поел, сделал то ради чего пришол, поспал пару часов и обратно на 12-тичасовую вахту. На следующий день опять погнал) Правда, молодой был 22 года, щас на метро лень пару остановок проехать))

    ОтветитьУдалить
  63. евгений сибиряк27 июня 2011 г. в 12:30

    -а мы с тепловского месторождения за бухлом на 2х местной моторке в шестером за 30 верст в поселок гоняли.романтика...

    ОтветитьУдалить
  64. Россию - не победить, пили , пьем, и будем пить.Ну и на блядки ходить

    ОтветитьУдалить
  65. сегодня в Москве группа вооруженных пистолетами и гранатами таджикских боевиков совершила нападение на складской городок
    охрана и прибывший на помощь ОМОН с трудом отбили нападение

    ОтветитьУдалить
  66. блять , во как мона пересрать банальную попытку ограбления я хуею над морозом вот из гуглы: http://www.pravda.ru/news/accidents/03-07-2011/1082487-ograblenie-0/.......воружены , одним травматом , и самодельной гранатой , бляяяя мороз пиздобол

    ОтветитьУдалить
  67. А банальная ли попытка ? У нас в целях толерантности и политкоректности любят "смягчать информацию". И почему у этих иностранцев оказались пистолет-травматик, граната и ножи ?
    А то, что три охранники были жестоко избиты, а то что сержант милиции получил скользящее ранение шеи, это что пустячок ?
    Просто сегодня там дежурила смена моего друга, так им не до смеха было !

    ОтветитьУдалить
  68. Парнишка, ты в лес далеко не ходи, а поживи в нем несколько деньков, а лучше в парке. Да не бери всякой хуйни лишней с собой. А то ты такого нагородил, что создается впечатление, что ты даже в городе боишься под деревьями ходить.

    ОтветитьУдалить
  69. Последний комент - характерный для наглого и самодовольного масквича ! Эти твари масквабадские убеждены, что могут хамить всем налево-направо, они, типа круутыыиии пааацааннныы пааа мааасковски.....
    Отделить Ичкерию и Маскву от России, и все будет нормально ! А столица России - Тверь или Казань !
    В жопу самодовольных и наглых уебков-кровососов маасскввиччейй !!!

    ОтветитьУдалить
  70. Московские оккупанты - кровососы ! Идите на хрен ! Москва - враг России ! И Кавказа !

    ОтветитьУдалить
  71. Москвабад - столица гастрбайтеров ! Вчера - очередная драка гастриков с применением ножей, заточек, арматуры.

    ОтветитьУдалить
  72. Заебали ботаны-выживальщики с ганзы.

    ОтветитьУдалить
  73. Таёжники!
    Поймите в той Москве о которой вы говорите тоже нужно выживать. И дай Бог чтоб Вам это не понадобилось. В Москве отнюдь не сахар (если только папа не олигарх)и без связей Вы здесь никому не будете нужны.
    У многих (в том числе и у меня) смысл в учебе и советах по выживанию в "заМКАДе" вызван тем, что в этом городе люди уже не живут, а выживают, причем ежедневно. У меня жена и дети я переживаю за них, и хочу при достижении точки коллапса быть подготовленным к выживанию в природе.
    Мы можем помочь друг-другу.

    ОтветитьУдалить
  74. мдя какие все злые...
    Мужик конечно молодец, но нифига не поготовленный
    Совет1 :-) важна не физическая подготовка а знание своих сил;(я вообще девушка 165ростом и всю жизнь по тайге)
    40 км бурелома, нафиг вы туда поперлись? если идете в незнакомую местность возьмите карту лучше километровку и подготовтесь где реки, где болота, где высоты спросите у местных о достопримечательностях местности(вам будет легче найти смысл похода в Лес ;-)
    зачем стока еды? на 40км если это лето лично я беру рыбку и мяско у пиву сушоненькое вакуумная упаковка, вкусно сытно легко все остальное в тайге есть(на 2-3дня точно:-)
    по поводу лекарств, то что вы брали это конечно хорошо но если бы вы посмотели вкруг нашли бы все неоходимое среди травы(валерьянку растущюю например:-)ее кстати надо не есть а нюхать! у вас там на снимках смородина костяника береза пихта с елью шиповник - зачем вам настойка элеутерокока?косите все и в чай
    из лекакрст надо чтото от живота а то мало ли , и да
    шуметь в тайге както не правильно, то что вы идете большинство таежного зверья уже знают по запаху, петарды помогут если вы нос к носу с медведем столкнетесь(но не факт, медведица кинется не предупреждая)

    ОтветитьУдалить
  75. День добрый всем
    1. Центральный Саян, по мнению специалистов, по трудности прохождения приравнивается к районам Приполярной Сибири. Ни Урал, ни Приморье не могут с ним сравниться по сложности
    2. После того похода я дважды возвращался в тот район (в том числе, и в одиночку). Прошел по тайге и горам свыше 130 километров. Достиг всех целей маршрута.
    Всем удачи

    ОтветитьУдалить
  76. В прозвучавших выше комментариях иногда встречается очень много глупостей. Чувствуется, что люди действительно не имеют опыта. Тем более - саянского.
    Но спорить ни с кем не буду.
    Ибо моя правота - в моих маршрутах.
    Я их прошел - пусть и не с первого раза.
    Я их прошел, и вернулся домой живым и здоровым. Более того - я вернулся домой с желанием побывать в Саянах еще раз :) К чему и готовлюсь в настоящий момент

    ОтветитьУдалить
  77. Дико извиняюсь, это что, стеб такой?

    "впервые идущий в тайгу, порой даже не представляет, с чем ему придётся столкнуться...

    летом 2009 года путешественник Артур Миханев"

    Если он впервые идет в тайгу, то какой он нахер путешественник?

    "Ему удалось одолеть только 15 - после чего он повернул обратно и вышел из леса буквально "на бровях

    ... И еще - при интенсивном использовании одного баллончика хватает только на неделю."

    Он что, 30 км неделю шел!? :О

    "Бурелом (ветровал, чертолом). Лежащие на пути стволы диаметром от 50 см. до полутора метров...."

    Мне кажется стоит урезать осетра? Или автор пробивался через бурелом баобабов и секвой?

    "Обезвоживание. В этом походе я впервые узнал, что одежда, и правда, может вымокать от пота так, что ее "хоть выжимай". "

    Автор до этого не поднимал ничего тяжелее ложки? :О

    "Спички. Поддался рекламе - купил "Охотничьи спички" в большой коробке. Они бывают двух видов: из прессованных опилок и картона. Но и те, и другие не идут ни в какое сравнение с обычным сухим горючим. А последнего иногда можно использовать всего полтаблетки, если погода хорошая."

    Это просто свалило. Если погода хорошая, обычно достаточно ОДНОЙ простой спички и чуток бересты для растопки костра. На пол-таблетки сухого спирта можно почти кружку воды вскипятить.

    "Тонизирующие и успокаивающие средства. В качестве первых я использовал сахан-даля (рододендрон Адамса) и настойку элеутерококка. Только нежелательно их употреблять ближе к ночи - сердце и без того бьется, как загнанное, не давая уснуть. Для этого случая я прикупил валерьянки и настойки пустырника… но даже они не всегда помогали. А расслабится перед сном необходимо - поэтому пусть каждый подбирает себе эффективное успокоительное средство индивидуально"

    ???? Непонятно зачем нужны тонизирующие, и уж тем более успокаивающие средства здоровому человеку? Если нет сил, то лучше просто отдохнуть. А если шел весь день, то обычно валишься от усталости под вечер без всяких успокаивающих. Хотя возможно тут что-нибудь индивидуальное? И автору данной темы для успокоения необходим галоперидол? :)

    "Питание. Удивительно - но при интенсивных нагрузках может пропасть аппетит. Порой мне приходилось просто заставлять себя съесть кусочек шоколадки."

    Действительно удивительная реакция. Я вот тоже себя в походах часто заставлял..заставлял не сьесть все сразу, поскольку кушать очень хочется :)

    В общем часть советов разумна, но подача их несколько странная, вроде как "Для жизни человеку следует дышать" или "Без теплой одежды зимой можно замерзнуть". Особенно умильно смотрится открытие автора, что оказывается в лесу неровная почва, есть ямы и можно споткнуться или провалится. :)

    Выглядит так, будто взрослый дядя пишет труд "Как научится ходить. Опасности и подводные камни на пути первых шагов". Нормальные люди обычно это умеют длелать уже в первый год жизни. :)

    ОтветитьУдалить
  78. "Зачем столько оскорблений? У вас ребята столько желчи - что возникает огромное сомнение в вашей близости к лесу.
    Автор насмотрелся Биара Грилза - он вечно что-то жрет, а что бы не жрать жучков и траву взял соответственно продуктов (БГ же постоянно талдычить - калорий надо, калорий!).
    Так же БГ всегда в беге и прыге то в лесу то по скалам - в этом и ошибся наш автор..."

    Понимаете, если бы это написапл мальчик лет 12-15, то можно было бы просто улыбнуться, беззлобно посмеяться над салагой, сказать что-то вроде "Ну все мы были молодыми-глупыми". А если взрослый мужик всерьез пишет для других взрослых мужиков что-то в духе "Нельзя совать пальцы в розетку" или "Мойте руки после туалета, я недавно узнал что это нужно делать" возникают некоторые сомнения в его гм-м-мм.. умственных способностях.

    ОтветитьУдалить
  79. "Прошел по тайге и горам свыше 130 километров. Достиг всех целей маршрута.
    Всем удачи "

    Сколько шерпов несли Ваши 200-300 кило еды, два-три 50-ти литровых балоннов "Рафтамида" и пару ящиков "охотничьих" спичек? :) Если то что Вы написали, правда, то Вы конечно молодец и можете взять с полки пирожок, но это вовсе не делает менее забавным и смешным Вашу старую статью. :)

    ОтветитьУдалить
  80. Ну, зачем же шерпы :)
    Все мои следующие походы были гораздо более продуманы - я учился и на своих ошибках, и на советах более опытных товарищей.
    И, например, Теперь я брал не килограмм еды на день, а не более 550 гр.
    Вместо резиновых сапог - специальные треккинговые ботинки с треккинговыми носками
    Купил треккинговую палку
    Не пожалел денег на хороший, эргономичный рюкзак
    Разумеется, больше не брал с собой ненужного точила, термоса и ряда других вещей. Кстати, топор заменил легкой пилой - это оправдало себя полностью

    ***
    Интересно - почему я, рассказывая о своих ошибках, не скрываю своего имени, а мои оппоненты почти все - анонимы? :)
    И почему мои оппоненты практически не рассказывают о своих маршрутах?
    Позвольте, тогда я кратенько...

    Итак, за моими плечами:
    Одиночные сплавы по таким горно-таежным рекам, как Нырда, Ничка, Шинда, Кизир, Сисим, Мана, Кан, Рыбная, Кинзелюк. Это полностью автономные походы, ибо до ближайшего жилья - от 100 до 150 км. Да и жильем-то это назвать трудно... ибо от этих уединенных деревушек добираться до настоящей цивилизации еще 50-60 км.
    Я побывал на Хехцире (Хабаровский край) и Сихотэ-Алине (Приморский край). Спускался в пещеры Женевская, Караульная и Ледяная (в том числе, и в одиночку)
    Я поднимался на Кинзелюкский хребет в Центральном Саяне и описал неизвестный ранее туристам водопад
    Я дошел до пика Грандиозный, видел истоки Казыра, стоял у подножия Кинзелюкского водопада
    Ходил в одиночку в Ергаках
    Дошел до истоков Большой Речки в предгорьях Западного Саяна
    Поднимался на пик Черского в январе во время одиночного блиц-броска на Байкал
    Лазил по скалам Нижней Тунгуски
    Дошел до Диких и Манских столбов в Красноярском крае
    90% описанных маршрутов совершены в одиночку

    И, разумеется, все вышесказанное - не хвастовство. Я хожу один не для того, чтобы кого-то удивить, а потому что у меня такой склад характера.
    Советы по движению, которые я привел - абсолютно адекватны условиям саянской тайги. И еще раз подчеркну - они адресованы именно тем, кто ВПЕРВЫЕ идет в тайгу.

    PS
    Этим летом в Центральном Саяне МЧС спасало московских и украинских туристов. У ребят были продукты, целая одежда, никто не травмировался, но... Они просто впали в отчаяние. Ибо совершенно не были готовы к тому, что их там ждало

    И вы, мои анонимные критики, вначале пройдите по саянской тайге ИГНОРИРУЯ мои советы - и лишь потом доказывайте их ненужность и вредность

    ОтветитьУдалить
  81. Что могу сказать, автор все написал правильно, так оно и есть.
    Мои соло походы по тайге... http://www.youtube.com/watch?v=B5wuBSaMqbU
    Перчатки - обязательны, сбитые голени, это конечно нонсенс, будто вас кто-то гнал по тайге. В самом же деле нужно много думать, когда стремишься через бурелом и именно головой оценивать куда поставить ногу, куда скользнуть, иначе будет больно.
    Тайга спешки не терпит, все с чувством с толком...
    Ситуация с медведицей возникла та же со мной точь в точь... Я шел, распевая песню... пострелевал петардами... А миша возник в 80-100 метрах перед мной, все закончилось хорошо...
    По тропам в диком лесу следует ходить очень осторожно, так как как правило это зверинные тропы, козьи, медвежьи, нужно шуметь.
    В словах автора очень много истины.

    ОтветитьУдалить
  82. Практически все забыли дать очень нужный совет, взять с собой компас, изучить заранее карту и предупредить родных о твоем маршруте! Можно изучать для пользы часовое время по солнцу, недавно это меня спасло в сибирской тайге Кемеровской обл.
    P.S. Тренируйте свое эмоциональное состояние! От этого существенно повышается ваша выживаемость! Мачете в тайге это если идете на 2 часа, наломать веток, попробуйте им заготовить нормальные дрова для ночлега, тогда поймете!
    С Уважением!

    ОтветитьУдалить