пятница, 26 ноября 2010 г.

Корабль среди моря тайги

Корабль среди моря тайги

    Информацию о том, что где-то в тайге «один мужик» строит чуть ли не фрегат, сарафанное радио передавало давно. Одна из предыдущих экспедиций журналистов остановилась буквально в 10—12 километрах от заветного кордона. Последний рывок помешали совершить разлившиеся таежные реки и бродивший в округе медведь. Для достижения цели самым подходящим видом транспорта оказался ГАЗ-66. До красавицы яхты мы добрались уже перед заходом солнца, а с её создателем журалисты проговорили почти до четырёх часов утра.



    После дорожной болтанки газик вырулил на поляну, занятую домиком с забором. Последний украшали резные коряги. Весьма колоритная внешность хозяина органично завершала общую картину. Виктор Александрович в тайге, почитай, всю жизнь. К людям выбирается в случае крайней необходимости. До Большой Речки, во-первых, далековато, во-вторых — дороговато. Зарплата егеря скорее символическая. Поэтому приходится в тайге выращивать картофель, держать скот.

    ...Солнце стремительно уходит за горизонт, поэтому мы идем к «стапелям», поднимаемся на яхту, потом спускаемся в одну из кают. Она уже полностью оборудована: два шикарных спальных места, стол и печь.

    — Здесь запросто можно зимовать, — говорит мастер.

    — Я ведь её утеплил пенопластом — он же, в случае чего, не позволит уйти судну на дно. Но, надеюсь, это не случится. Обратите внимание, как устроена внешняя обшивка. Ребристая поверхность, в отличие от идеально гладкой, придает судну дополнительную устойчивость на воде. В старину на Байкале по такому же принципу делали баркасы.

Все чертежи и расчёты — в голове

    Лесные байки и реальные истории переплелись в жизни таёжного человека настолько, что отделить их друг от друга оказалось весьма проблематично. А пересказывать все — не хватит и целого номера.

    Памятуя о главной цели визита, приходилось время от времени возвращать хозяина кордона от анекдотичной ситуации из жизни старинного друга к яхте.

    — Виктор Александрович, когда у вас возникла мысль построить в тайге корабль?

    — Да мысль не давала покоя еще с детства. Мне было лет десять-двенадцать, я начитался книжек и задался целью построить парусник. Получается, осознанно шел к этому почти полвека — 46 годочков, если быть точным. Ведь он уже здесь стоит шесть лет. По-хорошему, яхту такого класса можно построить за год — при условии, что будешь заниматься только ею... Но знаете, сколько работы здесь, на кордоне?! У-у-у... Вот сейчас — то покосы, то огороды. Я ведь строительством занимаюсь не больше месяца в год, обычно по теплу мастерю. Но вот уже в течение двух лет практически не подхожу. Помощников нет.

    — Прежде чем приступить к делу, вы делали какие-то чертежи?

    — Какие чертежи?! Мне начерти схему — так я по ней ни за что не построю. Корабль я вначале полностью представил. Он у меня созрел в голове, что ли. А потом поставил шпангоуты и принялся за обшивку. Так-то я с детства на разных лодках плавал, потом по Байкалу с другом и знатным охотником Зелениным, который живет сейчас в Онгурене, много ходил. Он построил лодку также в тайге. Я посмотрел. Сделал свою, ходил по воде. Удачная модель была. Шесть метров, а покорно ходила под «Нептуном». Даже пожилые рыбаки не верили, что такую махину может один мотор толкать.

Форштевень с сосновыми корнями

    — А вы помните тот день или час, когда решились: все, начинаю осуществлять свою детскую мечту, буду строить лодку, да такую, какой нет ни у кого на Байкале.

    — Мысли вынашивал, но воплотить проект, можно сказать, все как-то не получалось. А тут обходил участок, смотрю — стоит листвяшка (лиственница. — Авт.), а у нее так интересно комель загнут. Думаю: эх, хороший киль получился бы. Все решилось за одно мгновение. Раз — искра зажглась, буду делать! Свалил дерево, сделал киль. Вот не взгляни на ту лиственницу, может, еще несколько лет носил бы яхту у себя в голове. Спустя какое-то время попалась загнутая сосна, может, я ее и раньше видел, не помню. Но тут я в ней четко увидел форштевень. Глянул под другим углом, что ли...

    Все одно к одному. Неподалеку отсюда проходит высоковольтная линия, так вот когда ее тянули, то столько деревьев положили — ужас. Вначале думал, что будут спиленную древесину вытаскивать, но никто ее не тронул. Я брал кедр, пилил и обшивал им корпус. Специально для этого дела достал ящик медных гвоздей. Они, в отличие от металлических, не ржавеют и не гноят древесину вокруг себя. Э-эх, если бы мне помогали сыновья или кто-нибудь еще, то за это время можно было построить штуки три яхты или какой-нибудь фрегат. Столько леса сгнило...

    — Ваша стройплощадка, стапеля находились вот здесь, возле домика, с самого начала?

    — Нет, заложил я его где-то в километре отсюда. Для начала построил большой навес, сушил доски. Сухие тяжелее загибать — сколько я их переломал! — но зато надежнее модель в целом получается.

    — Что еще необходимо сделать, чтобы назначить окончательную дату спуска на воду?

    — Рулевое надо переделать, дно как следует просмолить и установить мачту. Думаю, что месяц на все это понадобится, никак не меньше. Планирую мачту здесь установить, сделать растяжки, а потом на время транспортировки демонтировать, чтобы на воде не пришлось долго возиться. Подвешу шлюпочные моторы.

    — А каким вы видите будущее своей яхты? Ведь со спуском на воду вам придется разрываться между кордоном и Байкалом. Нужна команда опять-таки...

    — Яхтой спокойно могут управлять два человека. Мечтаю переехать к другу на Байкал, там и место есть, где ее можно поставить. Но для начала надо как следует лодку испытать, может быть, даже все озеро обойти, потом видно будет.

    — В народе говорят: «Как корабль назовёшь, так он и поплывёт». Вы уже придумали имя своему детищу?

    — А как же... Назову в честь своего прадеда — «Атаман Гайдук». Легендарная личность. Тоже когда-то жил на кордоне...

Сага о медведях и снежном человеке

    Любой материал о человеке, десятки лет прожившем в тайге, считаю, будет скучным и пресным без лесных персонажей. Не раз приходилось слышать от опытных охотников о необъяснимых явлениях, таинственных существах, которые не раз спасали, предупреждая об опасности. Конечно, сидя у телевизора, можно похихикать и, отхлебнув кофейку, сказать, что все это плод воображения, галлюцинации. Однако бывалые промысловики не спешат развенчивать мифы, и это неспроста.

    — В тайге я прожил большую часть жизнь. Всяко было: шатуны нападали, медведь в зимовье забирался... Но вот однажды произошел просто исключительный случай. Было это лет 25—30 назад. В то время здесь не было национального парка. Приехал охотиться гражданин ФРГ, его сопровождали кроме меня охотовед и два лесника. Переводчик с нами почему-то не пошел. Мы только на хребет поднялись — раздался рев изюбря. Я немцу показываю: мол, пройди метров сто и остановись. Он прошел немного и показывает мне: подойди сюда. Подхожу: на снежку следы двух медведей, просто огромных, лапы как вот эта тарелка! А рядом идет цепочкой след сантиметров в 40—45. Отпечаток лишь отдаленно напоминает человеческий.

    Но для такой длины больно узкий. Вместо когтей или ногтей странные наросты. Я тогда предположил, что это, возможно, след снежного человека. Но не водятся у нас такие звери, я-то знаю. Говорю охотоведу: пойдем посмотрим. Тот ни в какую. Отвечает: мол, сорвем охоту иностранцу — нас с работы выгонят. И меня одного не пустили. Я все-таки прошел метров пятьдесят-сто. Шаги у этого существа метра два в длину. Поперек дороги лежала громадная колодина — лесина в несколько обхватов. Так вот медведи пролезли под ней, а этот перешагнул через нее. Уже всяко про тот случай думал. Показалось? Не могло показаться всем сразу, тем более след не один. Спутал? Так и путать не с кем — нет у нас таких зверей.

    И вот в позапрошлом году мы с младшим сыном Сергеем обнаружили след, похожий на тот, что видели 30 лет назад, только меньше. Загадка: кто это и где оно зимует? У меня есть подозрение, что существо коротает зиму так же, как и медведи. Я один раз нашел довольно странную берлогу. По соболиному следу шел. Зверек нырнул в берлогу и сразу выбежал. Я со спичками туда — там никого. Видно, что кто-то прочно обжил это место. Медведь обычно год-два, потом меняет «квартиру». Но эта «общага» для медведя велика, очень длинная лежка, семь-восемь человек спокойно могли бы разместиться. Но это еще не самое интересное. Подстилка резко отличается от медвежьей. Тот гребет под себя все подряд. А здесь чистейший мох, только плотно спрессован. Сто процентов это не медведь. Я тогда, видимо, подрастерялся и не сделал затесы на деревьях. Потом искал то место, но не мог найти.

***

    Мы уезжали под шорох дождя, бесцеремонно прерываемый громовыми раскатами. «Атаман Гайдук» при вспышках молний выглядел еще массивнее. Раскачивавшиеся вокруг деревья создавали иллюзию, что он плывет. Пока по зелёному морю тайги...


Автор: Борис Слепнев
По теме: Большая Волна

4 комментария :

  1. есть же еще люди....

    ОтветитьУдалить
  2. лажа, почему нет фото корабля, фото какого то мужика есть а вот корабля нет. ИМХО: пистежь

    ОтветитьУдалить
  3. Какие проблемы? Вот вам и фото, вот вам и видео: http://www.odnagdy.com/2010/09/blog-post_776.html
    Может Вам ещё корабль в картиру привезти, показать и дать потрогать?

    ОтветитьУдалить
  4. Завистники всегда найдутся. Скоро и мы в тайгу уйдем.

    ОтветитьУдалить